Бизнес-план автопроката

Бизнес-план автопроката

 
  1. Конфиденциальность
  2. Резюме
  3. Этапы реализации проекта
  4. Характеристика объекта
  5. План маркетинга
  6. Технико-экономические данные оборудования
  7. Финансовый план
  8. Оценка риска
  9. Финансово-экономическое обоснование инвестиций
  10. Выводы
  11. Приложения
  12. Скачать бизнес-план автопроката


1. Конфиденциальность

Информация и данные, содержащиеся в данном бизнес-плане, являются конфиденциальными, предоставляются при условии, что они не будут переданы третьим лицам без предварительного согласия предприятия-заявителя и разработчика бизнес-плана.

Бизнес-план предназначен для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта и использования в качестве коммерческого предложения в процессе проведения переговоров с заинтересованными инвесторами и кредиторами.

Принимая на рассмотрение данный бизнес — план, получатель берет на себя ответственность за соблюдение указанных условий.

Все данные, оценки, планы, предложения и выводы, приведенные в данном документе, касающиеся расходов, объемов реализации, источников финансирования и прибыльности проекта, актуальны при условии форс-мажорных обстоятельств и основываются на согласованных мнениях участников разработки бизнес-плана.

 

 

2. Резюме

Настоящий проект представляет собой план создания Автопроката с денежным оборотом в два года.

Руководитель проекта_____

Идея проекта: Идея создания Автопроката оборотом в два года преследует три цели:

  1. Создание высокорентабельного предприятия.
  2. Получение прибыли.
  3. Удовлетворение потребительского рынка проката автомобилей.
  • Финансирование проекта: Осуществляется путем получения коммерческого кредита в размере 6000000 рублей.
  • Характер предприятия: предприятие по предоставлению автомобилей в прокат.
  • Стоимость проекта: 6000000 руб.
  • Сроки окупаемости: 2 года.
  • Доход инвестора составит 408800 рублей.
  • Выплаты процентов по кредиту начинаются с первого месяца реализации данного проекта.
  • Возврат заемных средств начинается с первого месяца реализации проекта. Данное обстоятельство введено в данном бизнес плане для упрощения понимания структуры расчета потока дисконтирования и регулирования денежного потока.
  • Заложенная процентная ставка по заемным средствам 17,5%. Необходимо учитывать, что в настоящее время банки пересматривают норму процента для инвестиционных проектов в сторону снижения.
  • Общая сумма начисленных процентов составит 408800 рублей.
  • Условный жизненный цикл проекта 2 года.
  • Точка безубыточности предприятия — 13 месяц.
  • Срок окупаемости с начала реализации проекта 36 месяцев.
  • Срок окупаемости с учетом дисконтирования 3 года.
  • Общий экономический эффект от реализации проекта за условный жизненный цикл составляет 236800 руб.

 

 

3. Сроки и основные этапы реализации проекта

Начало реализации проекта начинается после получения кредита.
Окончание через 24 месяца.
Необходимые для реализации проекта мероприятия описаны в Таблице 1 «Этапы проекта» Приложений.

 

 

4. Характеристика объекта

Автопрокат предназначен для сдачи в аренду на время автомобилей.

Срок эксплуатации машины прокатные компании сознательно ограничивают двумя-тремя, а иногда даже полутора годами. Как правило, по истечении этого времени машина не только теряет свой внешний вид, но и начинает значительную часть времени простаивать в ремонтных мастерских. За год прокатный автомобиль в среднем «накручивает» 35 тыс. километров, что существенно больше, чем, если бы он находился в личной собственности. Поэтому фирмы стараются продавать автомобили, пока они не сильно потеряли в цене.

Автомобили в аренду дают далеко не всем. Во всех прокатных конторах есть существенные ограничения по возрасту. Клиенты должны быть старше 21, а иногда 25 лет. Хозяева прокатных фирм логично рассуждают, что с возрастом человек не только приобретает опыт управления автомобилем, но и взрослеет. Поэтому у него пропадает желание высокой скорости. Кроме того, важен водительский стаж. Обычно прокатные фирмы требуют, чтобы клиенты имели опыт вождения не менее одного года, иногда – трех лет.

Предприятию Автопроката лучше не покупать машины, замораживая значительные средства, а брать их в лизинг. Это требует существенно меньших инвестиций. В этом случае можно отнести затраты по лизинговым платежам на себестоимость, а также ускорить амортизацию автомобиля. К тому же обычно через два с половиной – три года машина, сдававшаяся в прокат, списывается и продается. При этом она теряет 30-40% от своей первоначальной цены.

Существуют различные схемы автолизинга. От клиента требуется сделать первоначальный платеж в размере 20-30% от цены автомобиля. Затем он ежемесячно вносит определенную сумму – до 3% от полной стоимости машины. Как правило, срок лизинга составляет 25 месяцев или несколько больше. По истечении этого времени прокатная компания или выкупает автомобиль, полностью за него расплачиваясь, или возвращает его, и прокатная компания сама занимаемся его реализацией.

Если платежи по лизингу составляют $500 ежемесячно, а выручка от сдачи машины в аренду составляет $1000, то половина этой суммы остается прокатчику.

Помимо этого, российских граждан, желающих покататься на наиболее дорогих и престижных иномарках, проверяют на наличие криминальной истории. Обычно делается это неофициально – через связи службы безопасности прокатной компании с сотрудниками милиции или ГАИ. Если у клиента имеются судимости, ему обычно отказывают.

Однако никакая, даже самая тщательная проверка не может дать фирме гарантии того, что машина не будет угнана или не попадет в аварию. По статистике, сегодня угоняется практически каждое пятидесятое прокатное авто.

Ежегодно у прокатной компании по различным причинам выбывает из строя до 15 из 500 автомобилей.

На 100 заказов приходится 5-6 аварийных случаев, и эти траты нужно каким-то образом возвращать. Ведь помимо прямых, компания несет и косвенные убытки, теряя заработок в те дни, когда машина находится «на лечении».

Еще несколько лет назад у прокатных компаний не было никаких реальных мер воздействия на клиентов, повредивших автомобили. Сейчас ситуация изменилась. Все компании в обязательном порядке страхуют автомобили и берут с клиентов небольшой денежный залог.

Обычно залог за классические «Жигули» составляет $150-200, за переднеприводные машины – $200-400, за иномарки эконом-класса – $300-500, бизнес-класса – $500-800, а в качестве залога за представительский лимузин не грех взять и более $1 тыс.

У клиента, внесшего залог, появляется больше стимулов вернуть машину в целости и сохранности. Если же страховой случай наступает не по вине клиента, залог, безусловно, возвращается.

Еще один метод, применяемый прокатными компаниями – это ограничение пробега автомобиля, сдаваемого в аренду. Обычно клиенту разрешается проехать за сутки 150-200 км, но не более того, что позволяет пресечь попытки использовать автомобили как такси. Потому как это не только ускоряет износ автомобиля. Компании и частные автомобилисты – конкуренты по обслуживанию потенциальных клиентов. Когда же лимит пробега превышен, компания Автопроката имеет право удержать с клиента от двух до четырех рублей за каждый лишний километр.

В большинстве компаний водителей не держат в штате. Как правило, их привлекают для обслуживания конкретных заказов. В среднем на семь-десять машин в парке приходится один водитель.

Большинство профессионалов прокатного рынка уверены: небольшой или средней компании, имеющей в своем парке до 30 машин, гораздо выгоднее эксплуатировать иномарки. Если работа планируется с отечественными машинами, на одну прокатную позицию нужно брать сразу два автомобиля – один для проката, другой – на запчасти, иномарки несравнимо надежнее.

Рентабельность прокатного бизнеса сегодня находится на уровне 20-25%. Однако для получения стабильной прибыли важно обеспечить максимальную загрузку автомобилей. В среднем один автомобиль эксплуатируется порядка 230 дней в году.

Нужно обязательно знать, что когда машина работает в прокате 65-70% всего времени, то это сопоставимо со среднемировым показателем загрузки, составляющим 72%, но чтобы обеспечить такой результат, денег на рекламу лучше не жалеть.

Одной из интересных форм сдачи автомобиля в долгосрочную аренду – это работа с корпоративными клиентами. Стоимость прокатной услуги при этом намного ниже, но выгода в том, что растет коэффициент загрузки. Также долгосрочная аренда позволяет не тратить силы на поиск новых клиентов, снижает расходы времени на оформление документов и проверки. Кроме того, далеко не все машины бывают востребованы 17 дней в месяц, которые нужны, чтобы заработать те же $900 при сдаче авто по стандартному тарифу.

Наличие страховки по системе ОСАГО и КАСКО обязательны. Для использования услуги “аренда авто без водителя” требует внимательности при заключении страхового договора. Чтобы уменьшить сумму страховки, некоторые компании по прокату авто в Москве убирают из нее некоторые пункты. Иногда это приводит к тому, что арендатору приходится оплачивать ущерб, нанесенный третьими лицами. Если же все сделано правильно, то можно не бояться аварий в результате проката машины в Москве. Страховая компания, которая сотрудничает с организацией по аренде авто, должна позаботиться обо всех расходах, связанных с ремонтом.

Еще одна проблема при покупке машин – это скрытые повреждения. Аренда авто без водителя предполагает опись всех неисправностей и повреждений автомобиля. Осматривать машину нужно очень тщательно: некоторые недобросовестные клиенты скрывают неисправности. Потому предприятие Автороката рискует при возврате получить скрытые повреждения.

На сегодняшний день функционирует множество мелких компаний, которые предоставляют автомобили в прокат, большинство из них не чувствует конкуренции, так как рынок этот еще очень свободен. Этот бизнес долго окупается и требует большой объем инвестиций, поэтому бизнес-план для такого предприятия должен быть обязательно, как подробное руководство, со всеми расчетами, сроками, рисками.

Соответственно, оборудование окупится за год, в следующих периодах все затраты будут составлять остальные начальные затраты.


 

5. План маркетинга

Прежде чем начать рассматривать конкурентную среду рассмотрим текущее состояние потребительского рынка. В настоящее время вновь нарастающие тенденции международного кризиса диктуют свои условия жизнедеятельности, как граждан и предприятий, так и экономики государства в целом.

Кризисные явления в экономике 2008-2009 гг. оказали негативное влияние на структуру мирового рынка. Однако, начиная с 2010 года, рынок услуг по сдаче автомобилей в прокат населению и организациям, как и прочие смежные рынки, стал демонстрировать постепенный возврат на докризисный уровень. В ближайшие годы спрос на услуги проката автомобилей в России будет только расти.

Первым человеком в истории, воспользовавшимся услугой проката автомобилей, стал американский торговец, который опаздывал на свидание. Это был форд некоего Джо Саундерса – основателя бизнеса по аренде легковых автомобилей в американском штате Небраска. Произошло это знаменательное событие в 1916 году.

Первым в России давать автомобили напрокат начало подразделение «Интуриста». Было это лет 15 назад. Предоставлялась такая услуга только иностранцам, привыкшим к подобному сервису. Во всем мире множество туристов и деловых людей, прилетев в чужой город, сами садятся за руль – это дешевле, чем брать такси, и предоставляет полную свободу передвижения. Поэтому логично, что следующий прокатный салон был открыт в столичном международном аэропорту одним из франчайзи мировой прокатной системы Hertz.

Гости из-за рубежа до второй половины 90-х составляли примерно 80% клиентов немногочисленных прокатных фирм. Но затем ряды желающих временно попользоваться автомобилем стали стремительно прирастать за счет российских граждан. Этот факт предприниматели не оставили без внимания.

Рынок проката автомобилей без водителя растет на 15-20% в год. Его оборот составляет до $2,5 млрд. ежемесячно, а всего в российском прокате задействовано до 3000 машин. Если сравнивать с США, эта цифра смехотворно мала. Там в прокате «крутится» порядка 2 млн. авто. О таких масштабах отечественным компаниям пока остается только мечтать.

По мнению экспертов, главная причина неразвитости российского рынка автопроката состоит в том, что многие потенциальные клиенты не знают о существовании такой услуги. Поэтому многие прокатные фирмы рекламируют не столько свой бренд, сколько услугу как таковую. Возможно, именно поэтому «раскрученных» марок, которые потребитель узнавал бы с первого взгляда, на этом рынке пока просто нет.

Тем не менее, число фирм, занимающихся прокатом, растет. Полгода назад в Москве начала работать Ассоциация прокатных компаний. Ее членами уже стали одиннадцать фирм, которым принадлежит 800 машин. За последние три года прокатом занялись десятки новых предприятий, и никто из них пока не ушел с рынка.

Сегмент проката отечественных автомобилей уже поделен между основными игроками. А вот на рынке проката иномарок место есть. Компаний, предлагающих качественные услуги по разумным ценам, немного. Зато хватает фирм, сдающих в прокат иномарки пяти-семи лет по цене новых автомобилей.

По прогнозам экспертов из Ассоциации прокатных компаний, в ближайшее время на рынок выйдут десятки небольших компаний, владеющих небольшим автопарком – из двух-трех десятков машин.

Взять напрокат даже отечественный автомобиль не так дешево – $18-30 в сутки. Поэтому, по идее, клиентами прокатных компаний должны быть люди с высокими доходами. Но у таких обычно есть свой собственный автомобиль, а нередко и не один. Зачем же им брать чужие машины

У большинства клиентов действительно имеется автомобиль. В прокатную компанию они обращаются тогда, когда их авто по каким-то причинам «неработоспособно», например, ремонтируется.

В отличие от Европы и США в России еще не выработалась привычка брать автомобиль напрокат, приезжая в другой город.

Типичный клиент – человек, которому время от времени требуется продемонстрировать деловым партнерам свою обеспеченность. Тогда он на сутки арендует дорогой автомобиль исключительно для поездки на деловую встречу.

Кроме того, в последнее время возросло число корпоративных клиентов, берущих автомобили на длительный срок. Многие компании предпочитают не связываться с покупкой собственного автомобиля, его техническим обслуживанием и поиском водителя.

Компаний по аренде автомобилей достаточно много. Прозрачность отношений между клиентом и заказчиком, профессионализм и ответственность сотрудников являются главными признаки, позволяющими судить о хорошей компании по аренде машин в России. Но прокат автомобилей в Москве и Питере – не всегда дело добросовестное. Обман недобросовестных Автопрокатчиков отпугивает потребителя от добросовестных фирм, потому нужно выработать свой фирменный стиль работы, который должен быть основан на следующих факторах успеха.

Первое — это время подачи автомобиля. Прокат машин в Москве, а особенно прокат автомобилей без водителя обычно подразумевает оплату услуги за сутки и договоренность о точном времени пользования. Подписывая договор аренды автомобиля, клиенты обращают особое внимание на то, когда должна происходить передача машины. К реальному времени ничего не прибавляется, иначе аренда легковых автомобилей может обернуться штрафом за несвоевременный возврат.

По мнению специалистов, в том, что отечественные автомобили предлагает крайне ограниченное число крупных компаний, нет ничего удивительного. Не имея денег на закупку сотен дешевых машин, в «демократичный» сегмент сегодня уже не выйти. Поэтому никто из новых компаний этого не делает.

Большинство прокатных контор работают в «дорогом» сегменте. Парк самых крупных компаний насчитывает по 150-200 машин зарубежного производства – «экономичного», «среднего» и «бизнес» — класса.

С иномарками подавляющее большинство компаний работает по двум причинам: они более надежны, чем наши машины, и за их аренду можно брать более высокую плату. Если фирма является одновременно дилером какой-то марки, то свой парк прокатных машин она формирует из них же. Например, «Рольф-прокат» работает в основном с Mitsubishi, а «Европкар-РУС» – с Audi. Преимущества такого подхода очевидны. Во-первых, фирма получает дилерскую скидку при покупке машин, а во-вторых, экономит на их ремонте и техническом обслуживании, так как делает это в собственном техцентре.

Автомобили эконом-класса в основном представлены малолитражными иномарками. Они сдаются в аренду по $40-50 в сутки. К бизнес-классу операторы рынка относят Honda Accord, Volkswagen Passat или Skoda Octavia. За них с клиентов берут уже $80-90. Покататься на представительском автомобиле – таком, как Merсedes или Audi A6, – можно за $130-170 в сутки. А аренда некоторых моделей дорогих авто, например Merсedes Gelend-wagen, обходится клиентам в $250 в сутки.

Взять же напрокат супер престижную иномарку типа Porshe или Ferrari в Москве, в отличие от зарубежья, невозможно.

Самой дорогой автомобиль, сдаваемый в аренду, – лимузин. Цена аренды лимузинов определяется обычно в расчете не на день, а на час. Это вполне естественно: большинству заказчиков лимузин требуется только на какое-то краткосрочное мероприятие, например свадьбу. Арендовать «длинный» Lincoln в Москве можно за $60-70 в час.

Лимузины сдаются напрокат вместе с водителями. Однако некоторые клиенты предпочитают пользоваться услугами водителей и при аренде «обычных» автомобилей. В основном это иностранцы. Они часто просто боятся выезжать на улицы Москвы. В российской столице свои жесткие правила поведения на дорогах, которые имеют мало общего с действующими во всем мире.

Быстрее всего рынок аренды авто развивается в Москве и Московской области. Из общего объема заключенных договоров на автопрокат 90% приходится на Москву. Но, как утверждают многие специалисты, этап быстрого роста рынка проката закончился. Прирост объема рынка осуществляется сейчас в основном за счет регионов. Так достаточно динамично развивается сегодня прокатный рынок автомобилей в Сочи, Краснодаре, Казани.

Многие крупные прокатные компании на сегодняшний день прочно завоевали свои места на рынке транспортных услуг, поделив выгодные сегменты. Новым компаниям для привлечения клиентов приходится снижать расценки. Это приводит к снижению качества предоставляемых услуг. При таком сценарии развития в будущем возможен передел рынка и как следствие война за каждого клиента. Для потребителя основными критериями при выборе автопрокатной компании являются цена и качество предоставляемых услуг.

Есть ряд причин, которые тормозят его развитие и становление. К ним относятся отсутствие у населения культуры потребления услуги аренды авто, многие даже не знают о существовании данной услуги, неразвитость инфраструктуры аренды и пр.

Несмотря на все сдерживающие факторы, рынок постепенно развивается, увеличиваясь на 25-30% в год в среднем по России. Крупные игроки этого рынка осваивают регионы, открывая там свои представительства.

Таблица 2. Данные об объеме платных услуг населению

Годы

Млн. Руб. (до 2000 г. — млрд. руб.)

В процентах к предыдущему году
(в сопоставимых ценах)

1990

44

110,2

2000

602 755

104,7

2005

2 271 733

106,3

2006

2 798 901

107,6

2007

3 424 731

107,7

2008

4 079 603

104,3

2009

4 504 455

97,5

2010

4 943 482

101,5

2011

5 540 168

103,2

Таблица 3. Данные об индексах физического объема платных услуг населению

 

2002

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

 Все оказанные услуги

103,7

106,3

107,6

107,7

104,3

97,5

101,5

103,2

 Транспортные

99,1

104,2

105,3

106,3

101,9

93,1

96,1

103,4

Таблица 4. Данные о структуре платных услуг населению

 

2002

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

В
процентах
к итогу

Млн.
руб.

Все оказанные услуги

100

100

100

100

100

100

100

100

5 540 168

Транспортные

24,2

21,5

21,2

20,9

21,6

20,3

19,0

19,3

1 067 765

Другие услуги

4,2

3,6

3,6

3,9

3,5

3,8

3,6

3,5

191 713

В марте 2013г., по предварительным данным, населению было оказано платных услуг на 514,4 млрд.рублей, в I квартале 2013г. — на 1513,4 млрд.рублей. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в марте 2013г. составил 20,5% против 21,1% в марте 2012 года. Данные о динамике объема платных услуг населению представлены в Таблице 5.

Таблица 5. Динамика объема платных услуг населению

 

В сопоставимых ценах в % к

Соответствующему периоду предыдущего года

Предыдущему периоду

2012 г.

Январь

103,7

86,3

Февраль

106,5

103,9

Март

104,6

104,8

I квартал

104,9

94,2

Апрель

103,5

99,7

Май

103,6

100,2

Июнь

103,5

103,1

II квартал

103,5

105,4

I полугодие

104,2

Июль

103,5

97,8

Август

102,0

98,8

Сентябрь

102,6

100,2

III квартал

102,7

99,2

Январь-сентябрь

103,7

Октябрь

104,4

102,8

Ноябрь

103,8

102,1

Декабрь

103,1

105,2

IV квартал

103,8

105,5

Год

103,7

2013 г.

Январь

105,6

88,3

Февраль*

103,1

101,5

Март

100,3

102,0

I квартал

102,9

93,4

* — Данные изменены за счет уточнения респондентами ранее предоставленной информации

Динамика платных услуг населению *

в % к среднемесячному значению 2010 г.

* — Оценки данных с исключением сезонного и календарного факторов осуществлены с использованием программы “DEMETRA 2.2”. При поступлении новых данных статических наблюдений динамика может быть уточнена

В марте 2013 г. в структуре объема платных услуг населению продолжали преобладать жилищно-коммунальные, транспортные услуги и услуги связи. На их долю в целом приходилось 66,1% в общем объеме. Данные об объеме платных услуг населению по видам представлены в Таблице 6.

Таблица 6. Объем платных услуг населению по видам

 

Март 2013 г.

I квартал 2013г. в %
Млрд. к I кварталу 2012 г.

Млрд.
рублей

в % к

Марту
2012 г.

Февралю
2013 г.

Итогу

Платные услуги

514,4

100,3

102,0

100

102,9

Транспортные

88,7

96,4

106,2

17,3

99,1

Прочие виды платных услуг

27,0

5,2

В марте 2013 г. в структуре объема бытовых услуг по-прежнему лидировали два вида услуг: по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования и по ремонту и строительству жилья и других построек, занимая суммарно 59,0% в общем объеме. Данные об объеме бытовых услуг населению по видам представлены в Таблице 7.

Таблица 7. Объем бытовых услуг населению по видам

 

Март 2013 г.

I квартал 2013 г. в
% к I кварталу
2012 г.

Млн.
рублей

в % к

Марту
2012 г

Февралю 2013 г.

Итогу

Услуги по прокату

507,9

1,0

По результатам выборочного обследования деловой активности сферы услуг в I квартале 2013г. сложившуюся ситуацию для осуществления предпринимательской деятельности как "благоприятную" и "удовлетворительную" охарактеризовало 84% руководителей организаций сферы услуг, как "неблагоприятную" — 16%.

Вместе с тем, как и год назад, баланс оценки изменения экономической ситуации в сфере услуг в I квартале 2013г. по сравнению с предыдущим кварталом имел отрицательное значение. Данные об изменении экономической ситуации в сфере услуг в % от числа обследованных организаций представлены в Таблице 8.

Таблица 8. Изменение экономической ситуации в сфере услуг в % от числа обследованных организаций

По отношению к
предыдущему кварталу

2012 г.

I квартал 2013 г.

I
квартал

II
квартал

III
квартал

IV
квартал

Улучшение

14

22

25

22

15

Без изменений

65

64

62

64

64

Ухудшение

21

14

13

14

21

Баланс *

-7

8

12

8

-6

* — Разность оценок "улучшение" и "ухудшение", в процентных пунктах.

Отрицательное значение вышеуказанного показателя зафиксировано в 10 из 15 охваченных обследованием видов экономической деятельности. Данные об изменении экономической ситуации в сфере услуг на предприятиях различных видов деятельности балансы представлены в Таблице 9.

Таблица 9. Изменение экономической ситуации в сфере услуг на предприятиях различных видов деятельности балансы *, в процентах

По отношению к
предыдущему кварталу

2012 г.

I квартал 2013 г.

I
квартал

II
квартал

III
квартал

IV
квартал

Деятельность в области
пассажирского транспорта,
кроме железнодорожного

-16

1

3

-8

-17

Техническое обслуживание и
ремонт транспортных средств

-7

15

17

13

-9

Предоставление
персональных услуг

-6

3

0

7

-7

* — Разность оценок "улучшение" и "ухудшение", в процентных пунктах.

Данные Росстат об индексе предпринимательской уверенности и его компоненты в организациях сферы услуг представлены в Таблице 10.

Таблица 10. Индекс предпринимательской уверенности и его компоненты в организациях сферы услуг

 

2012г.

I
квартал
2013 г.

I
квартал

II
квартал

III
квартал

IV
квартал

Индекс
предпринимательской
уверенности *, в %

-1

10

10

5

0

Балансы оценок, в процентных пунктах:

экономическая ситуация
(фактические изменения) **

-7

8

12

8

-6

спрос на услуги
(фактические изменения) **

-18

2

4

2

-17

спрос на услуги (прогноз) **, ***

21

19

14

5

* — Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения экономической ситуации и спроса на услуги в обследуемом периоде по сравнению с предыдущим, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем периоде.
** — Компонента индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг.
*** — Прогноз, сделанный в предыдущем квартале.

Наиболее позитивная ситуация с деловой активностью отмечалась в организациях со средней численностью работников свыше 250 человек, где индекс предпринимательской уверенности составил 4%, наиболее негативная — в организациях с численностью до 15 человек (-5%). С начала 2012г. этот показатель имел высокие положительные значения в страховых компаниях (22-24%), где сохранялся устойчивый спрос на услуги, обеспечивающий расширение масштабов бизнеса и стабильное экономическое положение организаций. В сегменте экскурсионных и туристских услуг индекс предпринимательской уверенности вышел из отрицательной зоны, составив в обоих случаях 4% против, соответственно (-12%) и (-4%) в IV квартале 2012 года.

Отрицательное значение индекса предпринимательской уверенности зафиксировано в 6 видах деятельности, и, прежде всего в тех, где сезонная составляющая проявляется достаточно ощутимо: в санаторно-курортном обслуживании (-11%) и деятельности пассажирского транспорта (за исключением железнодорожного) (-6%). В организациях, занимающихся ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования, этот показатель оставался в отрицательной зоне вне зависимости от времени года: от (-1%) до (-11%) в течение 2012г. до (-10%) в I квартале 2013 года.

Среди главных факторов, ограничивающих деятельность организаций сферы услуг, в I квартале 2013г. респонденты назвали недостаток финансовых средств (37%) и существующий уровень налогообложения (36%). Причем воздействие этих факторов почувствовали в основном предприятия, осуществляющие деятельность в области пассажирского транспорта (кроме железнодорожного) (соответственно 62% и 43%) и занимающиеся ремонтом бытовых изделий и предметов личного пользования (42% и 51%). Недостаточный спрос на услуги в качестве важной проблемы отметил каждый второй руководитель гостиниц и аналогичных средств размещения, санаторно-курортных организаций.

Деловые прогнозы участников опроса в сфере услуг на II квартал 2013г. отличаются достаточной степенью оптимизма. Прогнозные оценки основных показателей деятельности организаций сферы услуг в % от числа обследованных организаций представлены в Таблице 11.

Таблица 11. Прогнозные оценки основных показателей деятельности организаций сферы услуг в % от числа обследованных организаций

 

Во II квартале 2013г. по сравнению с I кварталом
2013 г. (прогноз)

увеличение

без изменений

уменьшение

баланс *

Спрос на услуги организации

32

58

10

22

Число заключенных договоров
или обслуженных клиентов

30

61

9

21

Объем оказанных услуг (в
стоимостном выражении)

33

57

10

23

Цены (тарифы) на услуги

12

84

4

8

Инвестиции

10

82

8

2

Затраты

23

69

8

15

Прибыль

26

62

12

14

Собственная конкурентная позиция

12

83

5

7

Средняя численность работников

10

85

5

5

* — Разность оценок "увеличение" и "уменьшение", в процентных пунктах.

Одной из основных причин, тормозившей развитие бизнеса по прокату автомобилей, была криминогенная обстановка в стране. Сегодня, когда фирмы-арендодатели нашли возможность проверять клиентов по базе данных МВД, количество угонов и серьезных ДТП с участием прокатных машин снизилось на 50%. Крупные конторы, несмотря на усилившуюся конкуренцию, пытаются совместно решать возникающие проблемы. Недавно была создана Ассоциация прокатных компаний. Ей предстоит бороться с угонами автомобилей (путем обмена информацией о недобросовестных клиентах), проводить совместные рекламно-информационные кампании.

Анализируя ситуацию, сложившуюся на рынке предприятий предоставляющих автомобили в прокат, необходимо отметить следующее. Несмотря на то, что количество участников рынка услуг автопроката увеличилось, объем потенциальных потребителей остался на прежнем уровне. Необходимо обязательно провести комплекс мероприятий по формированию потребительского мнения, поскольку в сознании граждан в большинстве случаев приобретение услуги проката автомобиля связано с минимальной информированностью потребителя данной услуги предприятиями проката. Необходимы следующие мероприятия для формирования сознания о том, что приобрести данный вид продукции можно непосредственно у производителя:

  • реклама в периодических печатных изданиях;
  • реклама с помощью интернет — рассылки предложений крупным предприятиям, а также предприятиям сопутствующего бизнеса;
  • реклама в специализированных журналах и на их сайтах с целью охвата специализированной аудитории потребителей;
  • создание сайта;
  • создание инфраструктуры и условий труда.

Основным методом продвижения продукции можно считать рекламу в СМИ. По оценкам экспертов рынка, в первое время на рекламу придется тратить до 10% всего бюджета фирмы.

Рассчитаем потенциальное количество открытия новых предприятий Автопроката в России. Данные статистики по состоянию на 01.01.2013 года.

Таблица 12. Потенциал потребителей услуг предприятий автопроката

 

Москва

Санкт-Петербург

В России

В Европейской
части

На Дальнем
Востоке

Количество населения в
населенном пункте

11,514 млн.чел

4,848 млн.чел

142,9 млн.чел

112,53 млн.чел

30,37 млн.чел

Количество
предоставленных услуг
потребленных в 2012
году

1 944 млн.руб

835,74 млн.руб

1 620 млрд. руб

1 260 млрд. руб

200 млрд. руб

Количество
производителей

2 798

985

11 399

8 900

2 499

Российский автопарк
проката (официальные
данные)

До 1 350 машин

До 392 машин

До 5 400 машин

До 4 284 машин

До 1 116 машин

Рост рынка 2010 — 2011
гг.

20-30 % в год

20-30 % в год

15-20% в год

15-20% в год

15-20% в год

Прогноз роста рынка в
2013-15 гг.

на 25-30% в год

на 25-30% в год

на 25-30% в год

на 25-30% в год

на 25-30% в год

Дефицит предприятий

700

250

2 900

2 200

700

Учитывая среднестатистические данные, общее количество населения Российской Федерации составляет 142,9 млн. человек. Количество предприятий Автопроката в настоящее время по официальным источникам приближается к 11400. В связи с приростом потребителей услуг проката в России потенциальное количество открытия новых предприятий Автопроката составляет 2900 единиц, при общей картине увеличения потребления от 25 до 30 % в год.

Эксперты считают, что количество пользователей какой-либо услуги, позволяющее ей стать социально значимой, составляет 1% от экономически активного населения. Значит, для России это 1% от 71 млн. человек, т. е. 710 тыс. человек. То есть при грамотно выстроенной маркетинговой политике, подходу к организации производственного процесса, создании репутации, новое предприятие способно существовать, выполнять свои функции и приносить прибыль его владельцу. Следовательно, организация предприятия Автопроката при грамотном управлении и выполнении своей миссии должна принести запланированную прибыль.

Рассмотрим конкурентную среду рынка на примере прироста участников рынка по данным II полугодия 2012 по отношению к I полугодию 2012 года.

Таблица 13. Прирост участников рынка по данным II полугодия 2012 по отношению к I полугодию 2012 года.

Регион

Прирост участников рынка по данным II
полугодия 2012 по отношению к I
полугодию 2012 года.

Северо-западный округ — Ленинградская область

5,4 %

Уральский федеральный округ

4,0 %

Центральный Федеральный округ

7,0 %

Южный Федеральный округ

3,0 %

Приволжский Федеральный округ

1,1 %

Рынок предприятий Автопроката насыщен участниками, но в течение 2009-10 гг. временно сократилось потребление в связи с сокращением потребления услуг в целом, потому его покинули 10 процентов составляющих игроков. Восстановление отрасли в 2011-12 гг проходило в 20-30 %%, в настоящее время эксерты рынка прогнозирубт рост отрасли в 2013-15 гг. от 25 до30%%.

Средние цены на услуги Автопроката в рублях представлены в Таблице 14 Приложений.

Прокат автомобиля не всем по карману. В Москве аренда хорошей иномарки стоит $40-80 в сутки. Прокат даже отечественного автомобиля не так дешев – $18-30 в сутки. Тем не менее, число клиентов прокатных контор постоянно растет. Обычная наценка за услуги водителя – порядка $60 в сутки. Правда, из этих суток водитель будет работать только восемь часов. Сверхурочная работа оплачивается дополнительно.

Интересная статистика: в каких случаях москвичи чаще всего пользуются услугой аренды машин. Анализ рынка компаний, занимающихся реализацией услуги «Прокат авто Москва» показывает, что чаще всего москвичи арендуют автомобили для таких целей: 

  • 21,3 % — Аренда автомобилей на свадьбу; 
  • 17,5 % — Долгосрочная аренда автомобиля для деловых поездок сотрудников компании; 
  • 15,1 % — Прокат автомобилей без водителя/прокат автомобилей с водителем для встреч в аэропорту/на вокзале родных и близких, а также партнеров по бизнесу; 
  • 15,0 % — Аренда авто с водителем для поездок за город; 
  • 10,8 % — Аренда представительских автомобилей для важных деловых встреч; 
  • 7,2 % — Аренда авто, водитель которого способен провести интересную ознакомительную поездку по городу и показать местные достопримечательности; 
  • 5,3% — Прокат авто без водителя для поездок в магазины, рестораны, ночные клубы или другие развлекательные учреждения; 
  • 7,8 % — Другое.

Пик продаж прокатных компаний приходится на лето, когда возрастает поток путешественников. Летом спрос увеличивается на 30-40%. Многие фирмы в сезон повышают стоимость аренды – в среднем на 15%.

Основными клиентами прокатных компаний являются корпоративные заказчики, которые заказывают аренду автомобиля с водителем, без него на длительное время. С каждым годом клиенты увеличивают требования к качеству услуг и за это готовы платить больше.

Итак, предприятие Автопроката как бизнес является высокодоходным и перспективным при грамотной организации производства, несмотря на ужесточившиеся условия деятельности на рынке. Число граждан, желающих воспользоваться услугами Автопроката, постоянно растет. Следовательно, количество заказов на аренду лимузина и других автомобилей также будет расти. Актуальности данной тенденции в настоящее время придает выход экономики России из экономического кризиса. Предприятие Автопроката на условиях крупных инвестиций, приносит высокий доход и окупает производство в течение одного двух лет. Поэтому финансовые вложения в его создание вполне оправданы.

 

 

6. Технико-экономические данные оборудования

Основным оборудованием предприятия Автопроката являются автомобили, которые представлены в Таблице 14 Приложений.

Техническая оснащенность предприятия Автопроката должна быть такой, чтобы способствовать росту производительности труда, отвечать технике безопасности, соответствовать репутации и заложенной в маркетинговую политику предприятия стратегии долгосрочных инвестиционных вложений. Именно поэтому предприятие необходимо снабдить высокоэффективным, надежным оборудованием, способным обезопасить данный вид бизнеса от негативного влияния внешней среды.

 

 

7. Финансовый план

  • Система учета: Финансовый год предприятия начинается в январе.
  • Валюта проекта: рубли (руб.)

Основные уплачиваемые налоги:

Наименование

База

Период

Ставка

Налог на прибыль

Прибыль

Месяц

20 %

НДС

Добавленная
стоимость

Месяц

18 %

Налог на имущество

Стоимость имущества

Согласно
установленному
графику платежей

2,2 %

Подходный налог

Фонд оплаты труда

Месяц

13 %

Социальные выплаты

Фонд оплаты труда

Месяц

30 %

 

Прогнозируемая структура доходов

Прогноз продаж 2013-2015 годов основан на:

  • анализе спроса потребителей услуг Автопроката;
  • анализе рынка предоставления услуг предприятий «Автопрокат»;
  • на общих выводах о состоянии рынка предоставления услуг «Автопрокат».

При составлении программы реализации услуг предприятия будет рассматриваться самый низкий порог рентабельности приобретения услуг Автопроката. Рассмотрим план объемов производства и полной реализации услуг Автопроката.

Таблица 15. План объемов предоставления услуг расчетного периода

Период

Наименование
вида услуги

Объем
производства
и реализации
в месяц

Цена

Выручка от
реализации

1-12 месяц
инвестирования

Прокат
отечественног
о автомобиля
(от 15 авто)

29 дней

600-1 000 руб. в сутки

261 000 — 435 000 руб

1-12 месяц
инвестирования

Аренда
иномарки ( от
10 авто)

29 дней

1 300-2 500 руб. в
сутки

377 000 — 725 000
рублей

1-12 месяц
инвестирования

Залог за
пользование
авто

29 дней

От 16 тыс. руб.

13-24 месяц
инвестирования

Прокат
отечественног
о автомобиля
(от 15 авто)

29 дней

700 — 1 100 руб. в
сутки

304 500 — 478 500
рублей

13-24 месяц
инвестирования

Аренда
иномарки (от
10 авто)

29 дней

1 400 — 2 700 руб.в сутки

406 000 — 783 000
рублей

13-24 месяц
инвестирования

Залог за
пользование
авто

29 дней

От 18 тыс. руб.

При сохранении тенденций развития данного рынка, а именно прирост объемов предоставления услуг и потребления в размере от 25 до 30 % в год, предприятие достигнет роста объемов реализации до 12,7 млн. рублей в год и более.

Данные по расходам предприятия представлены в Таблице 16 Приложений. Поскольку предприятие преследует цель преодолеть барьеры вхождения на рынок, то приобретать необходимо высококачественное оборудование, которое и составляет основную расходную часть проекта. Также при анализе расходов учтена специфика производства предприятия. К приобретению запланированы автомобили.

Также на предприятии предусматривается привлечение высококвалифицированной рабочей силы, для чего будет применена система найма. Конкурс на вакантные места будет установлен для специалистов общего обслуживающего отрасль характера, поскольку работа на данном предприятии будет являться престижной в связи с достойной оплатой. Претенденты будут отбираться в течение месяца. 

Все расходы предприятия, представленные в Таблице 16 Приложений, окупятся в течение двух лет.

 

 

8. Оценка риска

Риски при ведении данного вида бизнеса состоят в следующем:

  • низкий уровень популярности данной услуги;
  • высокий уровень повышения интереса к данному рынку;
  • высокий уровень капитализации инвестиций.

 

 

9. Финансово-экономическое обоснование инвестиций

Для реализации проекта предприятию необходимо взять кредит в размере 6000000 рублей на 12 расчетных месяцев с нормой дисконта 17,5%.

При расчете выяснилось, что точка безубыточности предприятия начинается с 13-го расчетного месяца. В этот период первая сумма прибыли составит 431666,67 рублей.

По истечении периода кредитования сумма чистой прибыли составит 345333,33 руб. При этом прибыль банка составит 408800 руб. за 24 расчетных периода.

Ежемесячные выплаты расходов составили 728333,33 рублей.

Итоговая валовая прибыль проекта составила: 25317000 рублей.

Прибыль проекта составила: 236800 рублей.

 

 

10. Выводы

Проведенное исследование показало, что такой вид бизнеса, как создание предприятия Автопроката является сверхприбыльным, высокорискованным и перспективным. Одним из главных условий его функционирования является инвестиционная возможность приобретения автопарка в собственность или в лизинг, что связано с объективными экономическо-финансовыми условиями деятельности на данном рынке. Открытие предприятия Атвопроката потребует от руководителя проекта самоотдачи, высокого напряжения волевых усилий, знаний, тактических манипуляций при оформлении бюрократической документации, а также осознания того, что данный вид бизнеса требует тщательной проработки и значительных капитальных вложений. Если руководитель проекта понимает, и берет на себя ответственность за создание предприятия такого масштаба и характера, берет на себя ответственность за жизни людей, участвующих в производственном процессе, то его интеллектуальные, финансовые и личные вложения будут приносить прибыль, а предприятие выполнять свою непосредственную задачу, необходимую экономике и обществу в течение десятилетий.

 

 

11. Приложения

Таблица 1. Этапы проекта

Этапы проекта

Условия выполнения

Сроки выполнения

Начало проекта

1/2 год

Заключение инвестиционного договора

1 месяц проекта

1-30 банковских дней

Получение кредита

Наличие
соответсвующего пакета
документов

1 месяц

Внесение в госреестр, постановка на учет
в административных и налоговых органах

Заключение инвестиционного
договора

1-30 календарных дней

Подбор местоположения и оформление
документации

Предварительные работы

1 месяц

Покупка оборудования

Заключение инвестиционного
договора

1-30 календарных дней

Установка оборудования

Получение инвестиционных
средств

1-30 календарных дней

Найм персонала

Производственная деятельность

1-30 календарных дней

Обучение персонала

Окончание этапа организации
производственного
процесса

1-30 календарных дней

Проведение маркетинговой компании

360 календарных дней

1-360 календарных дней

Окончание проекта

12 месяц – 24 месяц

Таблица 14. Средние цены на стоимость проката автомобилей в рублях за один день

Модель

Тех.
характеристики

3-7
дней

8-15
дней

16-30
дней

31+

Ford Escort
(седан и хетчбэк)

4-5 мест, хетчбэк
или седан, КПП
механика,
передний привод,
центральный
замок,
сигнализация,
магнитола

900

850

800

750

Mitsubishi Lancer
(седан)

4-5 мест, КПП
автомат, передний
привод,
электрические
стеклоподъемники,
центральный
замок,
сигнализация,
магнитола

1 200

1 100

1 000

900

Mitsubishi Lancer
(универсал)

4-5 мест, КПП
автомат, передний
привод,
электрические
стеклоподъемники,
центральный
замок,
сигнализация,
магнитола

1 300

1 200

1 100

1 000

ВАЗ — 2105

4-5 мест, КПП
механика, задний
привод,
центральный
замок,
сигнализация

650

600

550

500

ВАЗ — 2107

4-5 мест, КПП
механика, задний
привод,
центральный
замок,
сигнализация

650

600

550

500

ВАЗ — 2104
(универсал)

4-5 мест, КПП
механика, задний
привод,
центральный
замок,
сигнализация

750

700

650

600

ВАЗ — 2108, 2109

4-5 мест, КПП
механика,
передний привод,
центральный
замок,
сигнализация

800

750

700

650

Mitsubishi Galant
(хетчбэк)

5 мест, КПП
автомат, передний
привод,
электрические
стеклоподъемники,
центральный
замок,
сигнализация,
магнитола

1 300

1 200

1 100

1 000

Toyota Camry
(седан)

КПП
механика/автомат,
передний привод,
электрические
стеклоподъемники,
центральный
замок,
сигнализация,
магнитола

1 500

/

1 300

1 400

/

1 200

1 300

/

1 100

1 200

/

1 000

Nissan Almera
(седан)

КПП автомат,
передний привод,
электрические
стеклоподъемники,
центральный
замок,
сигнализация,
магнитола

1 500

1 400

1 300

1 200

Таблица 16. Расходы проекта

Наименование статьи расходов

Стоимость

Кол-во
(шт)

в месяц

в год

Единовременная
покупка

Итого
расходы в
год

Покупка (аренда) здания, помещения под офис

1

75 000

900 000

150 000

1 050 000

Покупка автомобилей

10

4 500 000

4 500 000

Амортизация автомобильного парка

1

375 000

4 500 000

Затраты на бензин и иные расходные
материалы и ГСМ

1

33 333,33

400 000

33 333,33

33 333,33

Постоянные затраты на рекламу

12

50 000

600 000

600 000

Зарплата

12

195 000

2 340 000

2 340 000

— в т.ч. налоги

12

64 500

774 000

774 000

Непредвиденные расходы

468 666,67

468 666,67

Итого:

728 333,33

4 240 000

5 152 000

13 492 000





Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru     Индекс цитирования.