Бизнес-план автошколы

Бизнес-план автошколы

 
  1. Резюме проекта
  2. Описание компании и отрасли
  3. Описание услуг
  4. Продажи и маркетинг
  5. План производства
  6. Организационный план
  7. Финансовый план
  8. Оценка эффективности
  9. Риски и гарантии
  10. Приложения
  11. Скачать бизнес-план автошколы


1. Резюме проекта

Цель проекта состоит в создании автошколы «Руль и колесо» в г. Волгограде. Задача – подготовка к сдаче экзаменов в ГИБДД, обучение теоретическим и практическим основам вождения, устройству автомобиля. Школа располагается в помещении, арендуемом у одного из региональных ВУЗов, таким образом, нет необходимости в оборудовании учебных классов.

Предпосылкой для создания проекта является все растущее количество желающих получить права. Даже несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и снижение объема продаж автотранспортных средств, количество желающих пройти обучение вождению не снижается значительно. Кроме того, клиентами школы являются также и люди, желающие повысить качество своих навыков вождения или же освежить знания. Все это позволяет говорить о достаточно высоком уровне спроса на услуги проекта. Уровень конкуренции при этом относительно высок, но проект предполагает создание ряда конкурентных преимуществ, которые позволят обеспечить высокую загрузку школы.

Интегральные показатели проекта говорят о его эффективности и инвестиционной привлекательности (Табл. 1).

Таблица 1. Интегральные показатели эффективности проекта

Ставка дисконтирования (r), %

5 %

Ставка дисконтирования (r-мес), %

0,407 %

Срок окупаемости (PP), мес.

24

Дисконтированный срок окупаемости (DPP), мес.

25

Чистая приведенная стоимость (NPV), руб.

7 114 361

Коэффициент рентабельности инвестиций (ARR), %

6,01 %

Внутренняя норма прибыли (IRR), %

4,00 %

Индекс доходности (PI)

2,13

 

 

2. Описание компании и отрасли

Территориально автошкола «Руль и колесо» расположена в г. Волгограде; учебные классы для теоретических занятий располагаются в учебных помещениях регионального технического ВУЗа, расположенного в центре города (Советский район). Такое расположение можно рассматривать как одно из конкурентных преимуществ, поскольку делает школу логистически доступной для всех жителей города.

Волгоград – город на юго-востоке европейской части РФ с населением 1,0 млн. чел. Административный центр Волгоградской области. На сегодняшний день город находится в достаточно сложном экономическом положении: многие крупные предприятия находятся на грани банкротства, количество предприятий малого бизнеса на душу населения и уровень зарплат среди городов подобного размера – одни из самых низких по стране. Ценовая политика школы формируется исходя из этих особенностей рынка.

Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в 2015 году водительские права в России получили порядка 1,9 млн. чел., что на 24% меньше, чем в 2014 году (Рис. 1). По данным ГИБДД, 1,46 млн. из них – права категории B и B1 (легковые автомобили), 181 тыс. – права категории C и C1 (грузовые автомобили), 58 тыс. – A и A1 (мотоциклы), 62 тыс. – M (мопеды или скутеры).

В целом, Волгоградская область входит в ТОП-25 регионов по парку легковых автомобилей (Рис. 2), находясь там на 19 месте; количество автомобилей в области оценивается в 659 тыс. единиц.

Рисунок 1. Выдача водительских удостоверений в РФ, 2010-2015 гг.

Рисунок 2. ТОП-25 регионов РФ по парку легковых автомобилей

Основная ориентация автошколы «Руль и колесо» — обучение вождению в категориях B и B1. Для этого школа обладает парком в три автомобиля, два из которых – с механической коробкой передач, один – с автоматической. Обучение вождению в других категориях передается на аутсорсинг другим организациям, располагающимся в городе и имеющим соответствующий парк транспортных средств. При этом, вознаграждение автошколы «Руль и колесо» составляет 10% от стоимости обучения. Теоретическую подготовку по всем категориям «Руль и колесо» проводит собственными силами.

Для осуществления деятельности в области образования, автошкола получает лицензию сроком на пять лет. Для этого в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки подается подготовленный пакет документов, включающий учредительные документы компании, заявление на получение лицензии, трудовые договоры с работниками, договор аренды помещения, документы, подтверждающие наличие учебно-методических материалов и т.д. Срок получения лицензии – 3-5 месяцев. В этот же период происходит получение разрешительных документов от СЭС и Пожарного надзора.

Согласно требованиям норм, установленных в данной сфере, к ученикам автошколы применяются такие понятия как «курсант» — человек в процессе обучения, и «кандидат в водители» — человек, прошедший обучение, но еще прошедший экзамен в ГИБДД.

Согласно последним нововведениям, срок обучения по категории B должен составлять 134 часа теории и 56 часов практических занятий. Обучение по наиболее сложной категории D составляет 257 часов. Установленной программой это количество часов (в первую очередь, речь идет о категории B) укладывается в двух — трехмесячное обучение. Количество курсантов в группе законодательно ограничено 25 человеками.

Материально техническая база автошколы, согласно последним требованиям, должна включать:

  • компьютеры с соответствующим специализированным ПО;
  • проекторы и прочую демонстрационную и офисную технику;
  • тренажеры-манекены для отработки приемов оказания первой помощи;
  • тренажеры водителя;
  • двигатель внутреннего сгорания с навесным оборудованием;
  • коробку передач;
  • задний мост с тормозными механизмами;
  • прочие наглядные пособия.

Площадь учебной площадки должна составлять не менее 0,25 га, она должна быть оборудована светофорами, дорожной разметкой, железнодорожным переездом, возвышениями, перекрестками и т.д. Поскольку на территории г. Волгограда существует только одна площадка, соответствующая данным требованиям, ее планируется снимать в аренду на время проведения занятий. Ее размер позволяет комфортно проводить занятия десяти автомобилям одновременно, поэтому проблем с учебным процессом быть не должно.

Кроме оборудования учебных помещений, в собственность автошколы приобретаются три учебных автомобиля с дублирующими органами управления. Учитывая позиционирование предприятия в бюджетном сегменте, стоимость каждого из автомобилей не должна превышать 300 000 рублей.

Таблица 2. Инвестиционные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Оборудование

Компьютеры

500 000

Прочая офисная техника

200 000

Наглядные пособия

120 000

Учебные автомобили

900 000

Нематериальные активы

Получение лицензий и разрешений

70 000

Сайт

100 000

Реклама

100 000

Оборотные средства

Оборотные средства

1 350 000

Итого:

3 340 000

Собственные средства:

1 300 000

Требуемые заемные средства:

2 040 000

Ставка:

18,00 %

Срок, мес.:

36

 

 

3. Описание услуг

Автошкола «Руль и колесо» предлагает услуги по обучению вождению, подготовке курсантов к сдаче экзаменов в ГИБДД, а также по повышению квалификации, переобучению, улучшению навыков вождения. Полный список услуг приведен в Табл. 3.

Таблица 3. Номенклатура услуг автошколы «Руль и колесо»

Наименование услуги

Описание услуги

Обучение, категория «A»

Теоретическое и практическое обучение для сдачи экзаменов в ГИБДД на категорию «A» (мотоциклы). 140 часов теоретических занятий, 21 час практических занятий. Общий срок обучения – 2 месяца. Курс проводится по мере набора группы, группа передается соответствующему субподрядчику, имеющему необходимое оборудование и парк ТС

Обучение, категория «B»

Теоретическое и практическое обучение для сдачи экзаменов в ГИБДД на категорию «B» (легковые автомобили). 140 часов теоретических занятий, 60 часов практических занятий. Общий срок обучения – 2 месяца

Обучение, категория «C», «D»

Теоретическое и практическое обучение для сдачи экзаменов в ГИБДД на категорию «C», «D» (грузовые автомобили, автобусы). 260 часов теоретических занятий, 80 часов практических занятий. Общий срок обучения – 2,5 месяца. Курс проводится по мере набора группы, группа передается соответствующему субподрядчику, имеющему необходимое оборудование и парк ТС

Восстановление навыков вождения

Индивидуальная программа для водителей, долгое время не имевших практики вождения. 12 часов практических занятий, 24 часа практического вождения. Длительность – по договоренности, в зависимости от индивидуального графика

Индивидуальные занятия с инструктором

Индивидуальные занятия с инструктором, направленные на повышение качества навыков вождения. Проводятся для любых категорий учащихся: курсантов, кандидатов в водители и водителей

Повышение квалификации водителей ТС для получения права на обучение вождению

Обучение водителей с реальным стажем вождения с целью последующего их трудоустройства в качестве инструкторов автошкол

Группы по основному направлению (категория «B») набираются на постоянной основе. Максимальное количество курсантов – 25 человек. Расписанием предполагается три параллельных группы: утренняя, вечерняя и выходного дня. По остальным категориям группы формируются по мере набора желающих; затем группы передаются субподрядной организации, «Руль и колесо» получает вознаграждение в размере 10% от стоимости обучения. В свободное от занятий с группами время, инструкторы проводят индивидуальные занятия с желающими; инструктор получает 40% от стоимости обучения.

Теоретическая часть обучения проводится в учебном классе с использованием компьютерной техники, тренажеров вождения и других вспомогательных материалов. В теоретической части изучаются такие вопросы как: административное, гражданское и уголовное право, связанное с автомобильным транспортом; основы охраны труда и окружающей среды; собственно, правила дорожного движения. Практическая часть состоит из обучения основам вождения на учебной площадке и вождения в транспортном потоке («выезд в город»).

По окончании курса обучения кандидаты в водители проходят тестовый экзамен, по результатам которого получают соответствующий сертификат и направляются в ГИБДД для сдачи итогового экзамена.

Таблица 4. Стоимость услуг и переменные затраты

Товар/Услуга

Затраты на ед.,
руб.

Торговая
наценка, %

Стоимость ед.,
руб.

Обучение, кат. "А"

100

1 400

1 500

Обучение, кат. "B"

550

2 750

15 675

Обучение, кат. "C", "D"

100

1 900

2 000

Восстановление навыков вождения

550

2 000

11 550

Индивидуальные занятия,
1 час

100

400

500

Повышение квалификации водителей ТС

100

2 400

2 500

Итого:

33 725

 

 

4. Продажи и маркетинг

Продажи услуг школы носят пассивный характер. На первом этапе реализации проекта наполняемость групп обеспечивается за счет массовой рекламы и продвижения интернет-сайта школы. В дальнейшем, по мере роста наполняемости групп по рекомендациям, реклама будет иметь второстепенное значение.

Рекламный план включает мероприятия по продвижению в поисковых системах интернет-сайта компании, контекстную рекламу, периодическую рекламу на радио, а также периодическую рекламу в печатных СМИ.

Конкурентная среда представлена автошколами, предлагающими аналогичные услуги в количестве порядка 30 единиц. Таким образом, можно говорить о достаточно насыщенной конкурентной среде. Из этого количества 5 школ можно отнести к сегменту «премиум»; они имеют парк новых автомобилей высокого класса, предлагают программы по экстремальному вождению и т.д. Уровень цен, соответственно, значительно выше среднего. Еще 12 автошкол имеют критически устаревший автопарк.

В этих условиях особенно важным является обеспечение ряда конкурентных преимуществ. В первую очередь, к ним можно отнести высокие требования, которые «Руль и колесо» предъявляет к своим инструкторам, что позволяет добиться более высокого качества обучения по сравнению с большинством конкурентов. Размещение школы в помещении ВУЗа позволяет избежать значительных затрат на оборудование учебных помещений, что положительно сказывается на стоимости предоставляемых услуг; уровень предлагаемых цен на услуги школы в среднем на 10% ниже цен конкурентов. Логистическая доступность школы также является преимуществом. Автопарк не подразумевает наличия новых автомобилей, однако каждый автомобиль школы содержится в чистоте и порядке, за которые отвечает закрепленный за ним инструктор. Учебные автомобили конкурентов, как правило, находятся в плачевном состоянии.

 

 

5. План производства 

Основной программой обучения, которую предлагает автошкола «Руль и колесо», является обучение по категории «B». Группы набираются на постоянной основе, срок обучения – 2 месяца. Предполагается набор трех параллельных групп: утренней, вечерней и выходного дня. Максимальное количество курсантов в каждой группе – 25 человек. Таким образом, в течение каждого учебного потока одновременно проходят обучение 75 курсантов. Для удобства финансовых расчетов ежемесячное количество учащихся по данной программе принимается как 75/2 = 37 чел. Аналогичным образом рассчитывается и посещаемость по остальным направлениям. Разница состоит в том, что другие направления приносят намного меньшую прибыль; наличие их в программе необходимо в первую очередь для создания имиджа и комплексного предложения.

Переменные затраты на предлагаемые услуги включают амортизацию транспортных средств, прочего учебного оборудования и затраты на ГСМ. Остальные затраты относятся на постоянные.

Потребность в учебных площадях – одна аудитория для практических занятий и помещения для персонала; общая площадь – 50 м2. Учебная площадка для вождения арендуется у крупнейшего учебного центра города за 30 000 рублей в месяц; расписание занятий согласовывается на месяц вперед.

Все учебное оборудование и методические материалы приобретаются в Москве в специализированной организации. Содержание и комплектность методических материалов согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере образования.

Таблица 5. Плановые показатели реализации услуг

Товар/Услуга

Средний
плановый
объем
продаж
ед./мес.

Цена
за ед.
руб.

Выручка
руб.

Переменные
затраты
руб.

Обучение, кат. "А"

20

1 500

30 000

2 000

Обучение, кат. "В"

37

15 675

579 975

20 350

Обучение, кат. "C", "D"

20

2 000

40 000

2 000

Восстановление навыков вождения

10

11 550

115 500

5 500

Индивидуальные занятия,
1 час

50

500

25 000

5 000

Повышение квалификации водителей ТС

5

2 500

12 500

500

Итого:

802 975

35 350

Спрос на услуги автошколы не имеет выраженной сезонности. Выход на плановые объемы продаж предполагается через 6 месяцев с момента начала реализации проекта.

 

 

6. Организационный план

Поскольку суть проекта заключается в оказании услуг по обучению населения в такой ответственной области как вождение транспортных средств, к персоналу предъявляются особенно жесткие требования. Руководящие функции выполняются директором организации. Кроме того, в его обязанности входит ведение всего комплекса маркетинга. В его прямом подчинении находятся все работники компании.

Наиболее жесткие требования предъявляются к инструкторам – как по теории, так и по практическому вождению. Для каждого из них обязательно наличие опыта в своей сфере не менее 10 лет. Высокая квалификация и педагогические навыки инструкторов являются одним из наиболее важных конкурентных преимуществ автошколы «Руль и колесо».

Администратор отвечает за бесперебойное функционирование автошколы, принимая заявки на обучение, организуя координацию с субподрядчиками, партнерами и т.д.

Таблица 6. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Директор

40 000

1

40 000

Бухгалтер

25 000

1

25 000

Администратор

23 000

1

23 000

Инструктор по теории

30 000

1

30 000

Инструктор по вождению

30 000

3

90 000

Итого:

208 000

Социальные отчисления:

62 400

Итого с отчислениями:

270 400

 

 

7. Финансовый план

Финансовый рассчитан на пятилетний срок. При формировании себестоимости услуг учитывались переменные и постоянные затраты, амортизация основных средств (определена линейным способом на пять лет), фонд оплаты труда, а также кредитные обязательства (2 040 000 рублей), которые привлекает организация для покрытия дефицита собственных средств. Условия по кредиту: ставка – 18% годовых, срок – 36 месяцев, кредитные каникулы – три месяца; выплата производится аннуитетными платежами. Поскольку выход на плановый объем продаж предполагается только с 6 месяца реализации проекта, требуется резерв оборотных средств – одна из основных статей инвестиционных затрат.

На основании сравнения нескольких вариантов налогообложения была выбрана упрощенная система налогообложения с объектом «доход, уменьшенный на величину расходов». Детальный финансовый план приведен в Приложении 1 к настоящему бизнес-плану. Постоянные затраты приведены в Табл. 7.

Таблица 7. Постоянные затраты

Наименование

Сумма в мес., руб

Арендная плата

50 000

Реклама

60 000

Коммунальные платежи

7 500

Телефония и интернет

5 000

Аренда учебной площадки

30 000

Коммерческие расходы

20 000

Управленческие расходы

10 000

Итого:

182 500

 

 

8. Оценка эффективности

Об экономической эффективности и инвестиционной привлекательности проекта позволяет судить целый ряд показателей. Основные (интегральные) показатели эффективности проекта приведены в Табл. 1 данного бизнес-плана. Оценка учитывает изменение стоимости денег во времени, для чего вводится ставка дисконтирования, принятая для данного проекта на уровне 5%, поскольку рынок сформирован, услуга не является инновационной, технология апробирована и хорошо известна.

Срок окупаемости проекта составляет 24 месяца, дисконтированный срок окупаемости – 25 месяцев. Чистая приведенная стоимость (NPV) – 7 114 361 руб., что существенно превышает начальные инвестиционные затраты. Внутренняя норма прибыли (IRR) – 4,0%; это ниже барьерной ставки (r=5%) – некоторые инвесторы отказываются от финансирования проектов при таком условии. Индекс доходности (PI) – больше 1, что является позитивным индикатором. Чистая прибыль проекта по пятому году составит 3,2 млн. руб. Таким образом, при одном негативном интегральном показателе и ряде позитивных, можно говорить, что проект все же представляет интерес с точки зрения вложения капитала. Важным моментом при этом является учет всех возможных рисков, связанных с проектом.

Рисунок 3. Динамика чистой прибыли проекта

 

 

9. Риски и гарантии 

Учитывая достаточно жесткие условия конкурентной среды, сложную экономическую обстановку в регионе, а также необходимость придерживаться ценовой политики бюджетного сегмента, особенное внимание следует уделить рискам, связанным с успешным развитием проекта. Кроме того, необходимо использовать сильные стороны предприятия для обеспечения дополнительных конкурентных преимуществ. Для этого проводится SWOT-анализ предприятия (Табл. 8).

Таблица 8. SWOT-анализ

S

W

  • Автопарк поддерживается в чистом и работоспособном состоянии
  • Инструкторы имеют высокую квалификацию и длительный стаж работы
  • Уровень цен в среднем на 10% ниже конкурентов соответствующего уровня
  • Удобное расположение школы с точки зрения логистики
  • Наличие трех параллельных групп, позволяющих проходить обучение в любое удобное время
  • Новый игрок на рынке, без репутации
  • Отсутствие наработанной клиентской базы
  • Отсутствие собственной базы для обучения по категориям, кроме «B»
  • Отсутствие собственной учебной площадки

O

T

  • Привлечение курсантов, независимо от района их проживания
  • Привлечение курсантов независимо от типа их занятости и графика работы
  • Возможность получения рекомендаций за счет качественных услуг и индивидуального подхода
  • Экономия средств на содержание собственного автопарка (по категориям «A», «C». «D»)
  • Разрыв отношений с субподрядчиками
  • Разрыв отношений с арендодателем учебной площадки
  • Невыполнение плана по привлечению клиентов
  • Выход из строя автомобилей парка предприятия

Таким образом, основные угрозы связаны с отсутствием собственной учебной базы по некоторым направлениям. Рисков, связанных с разрывом отношений, можно избежать благодаря формированию базы альтернативных субподрядчиков. Кроме того, в качестве учебной площадки можно использовать площадку, обычно используемую горожанами для самостоятельного обучения, расположенную в 7 минутах езды от границы города.

Для выполнения установленных плановых показателей по выручке, необходима качественная работа с клиентами с целью получения дальнейших рекомендаций, а также высокая рекламная активность. При критической невозможности обеспечить требуемую наполняемость групп, в качестве запасного варианта может быть использовано повышение цены. Оценочно, повышение стоимости обучения на величину до 15% не окажет критического влияния на спрос.

 

 

10. Приложения

Приложение 1

Финансовый план проекта

 

Материал http://www.openbusiness.ru/





Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru     Индекс цитирования.